ЦИТАТА ДНЯ

“Рано ложиться и рано вставать — вот что делает человека здоровым, богатым и умным. ”
Бенджамин Франклин

Читальный зал

Вышли в свет «мусорные» романы нижнекамского писателя Олега Лукошина

10.01.2016

15547

0

Увидели свет две новые книги нижнекамского писателя, сотрудника «Нижнекамской правды» Олега Лукошина. Романы «Варварские строки» и «Коммунизм» выпущены издательством «Издательские решения». Два пухлых, тяжеленьких тома ласкают взгляд и поражают воображение содержанием.

- Формально оба романа относятся к жанру фантастики, - рассказал Олег, - но любители традиционной фантастической литературы от них, как правило, плюются. Слишком политизировано, слишком социально. Собственно говоря, «социальной фантастикой» их и следует назвать. Я такому отношению только рад, потому что горе тому пастырю, который заведет случайных, мимолетных последователей. Если читатели «врубаются» в мои вещи – то это любовь до гробовой доски.

Оба произведения до появления в свет в книжном формате в том или ином объеме публиковались в периодической печати. Трэш-роман (как определил жанр сам автор) «Варварские строки» несколько лет назад попал в финал литературной премии «Нонконформизм», которая проводится редакцией «Независимой газеты». Там же, в «Независимой газете», публиковался отрывок из него.

Откуда же взялся этот странный термин «трэш-роман»?

- «Трэш» в переводе с английского «мусор», - объяснил подзаголовок Лукошин. - «Трэш-роман» - мусорный роман. То есть произведение, выполненное в противовес возвышенной мейнстримной литературе на основе «низких», бросовых жанров, сотканное из гнилых ниток третьесортной бульварщины. Мне очень хотелось написать по-настоящему плохой роман, и чтобы это работало как концепция, как творческий замысел – и моя мечта сбылась. Трэш-культуру я считаю самым перспективным направлением современного искусства. Помнится, живой классик российской литературы Владимир Маканин тоже заявлял о том, что хочет написать плохой роман. Как-то я был на встрече с ним и задал вопрос: «Владимир Семенович, написали свой плохой роман?» Он несколько жеманно ответил: «Нет, я не смог!» Как бы говоря тем самым: «Я слишком великий для этого…» Ну вот, а я смог, чем весьма горжусь.

Роман «Коммунизм» целиком печатался в двух номерах екатеринбургского журнала «Урал». Правда, как выясняется сейчас, с некоторыми сокращениями.

- «Урал» - очень смелый и по-настоящему продвинутый журнал, там действительно понимают современное искусство, - считает Лукошин. – Но при подготовке «Коммунизма» к публикации меня попросили сократить последнюю главу. Она называется «Адам и Ева» - видимо, редакцию несколько смутили библейские аллюзии, хотя лично я ничего предосудительного в них не вижу. Главу я сократил, поэтому в журнальной публикации роман завершался несколько странно, как бы ничем. И эффект производил иной: получалось, что это роман о неудачнике, о человеке, который все теряет. В книжном варианте роман вышел целиком, чему я очень рад, и все в нем на своих местах. В том числе и идея: это роман о победителе.

По сюжету, надо заметить, роман совершенно попсовый и тоже в немалой степени «трэшевый». Видимо, без трэша и угара писать у Лукошина не получается. Действие в нем происходит в недалеком будущем, где открыт путь в параллельную Вселенную, в которой – о чудо! – до сих пор продолжает существовать Советский Союз! В нем достигнут коммунизм, а советские войска после третьей мировой войны покорили всю Землю. И США, и страны Африки с Азией, не говоря о Европе, стали советскими республиками. Между Российской Федерацией и СССР из параллельного измерения устанавливаются дипломатические отношения, существует взаимная миграция. Главный герой романа Виталий Шаталин отчаянно стремится эмигрировать из России в СССР, что ему в конце концов удается. Однако в Советском Союзе его настигают внутренние демоны, которые терзали его и в капиталистической России.

Рецензии на «Коммунизм» написали несколько ведущих российских литературных критиков. Например, Валерия Пустовая в статье «Ракета и сапоги», опубликованной в журнале «Октябрь», роман раскритиковала, посчитав его слишком легковесным:

«Роман Лукошина как будто последовательно исполняет «заказ» критика Данилкина на государственнический идеализм. Но эмиграция героя в параллельный мир куда созвучнее лозунгу нового «застоя»: «Пора валить!» – и эскапизму потребителя, нежели декабрьской волне политического вдохновения. Цель его – прорваться не к истории, а к сытости и покою, зажить обеспеченным обывателем; особенно зло досадует герой на бывших единомышленников-революционеров, которые не дают ему счастливо замереть в советской постистории. Вынужденный ими к действию, герой сражается за свою коммунистическую утопию и совершает головокружительный карьерный взлет: от истеричного налетчика, отстреливавшего инкассаторов, до диктатора в параллельном Союзе, повесившего прямо на Красной площади партийцев-отступников.

«Коммунизм» – не роман идей. Диспуту герой предпочитает бой на уничтожение, в пылу довольно грубо сработанных деклараций он то и дело противоречит сам себе, и это явно входит в планы автора, работающего на границе пафоса и пародии».

Другой известный критик, Андрей Рудалев, в статье «Абсурд декорации, или Коммунизм обязательно наступит», опубликованной в «Литературной газете», напротив, разглядел в романе чарующие и одновременно пугающие глубины:

«Построение Царствия Божьего на Земле невозможно, для этого необходимо категорически изменить человеческую природу, любая попытка приближения к идеалу общественного устройства сопряжена с жертвами и насилием, а самому человеку необходимо обрести маниакальную твердость. Собственно, об этом роман Олега Лукошина «Коммунизм»….

Самая большая опасность, которая грозила Лукошину, – сделать роман-агитку. После «Капитализма», который автор обозначил романом-комиксом, такой уклон был вполне реален. Однако Лукошин смог избежать этого».

На российский литературный небосвод нижнекамский писатель взошел в 2010 году, когда его повесть «Капитализм» ворвалась в шорт-лист премии «Национальный бестселлер». Лишь в суперфинале преимущество было отдано сопернику «Капитализма», роману «Крещеные крестами» известного театрального деятеля Эдуарда Кочергина.

Капитализм, коммунизм – очень уж равновеликие по политэкономическому словарю антонимы. Не является ли одно произведение продолжением другого?

- Нет, сюжеты там совершенно самостоятельные, - разъяснил автор. – Но некую смысловую целостность, своеобразную дилогию эти вещи формируют. Мне не раз доводилось слышать упреки в том, что мои произведения с одной стороны явно развлекательные, а с другой – слишком серьезные по смысловой нагрузке. Лично меня эта раздвоенность нисколько не смущает, я уверен, что противоречий здесь нет. Хорошее развлекательное произведение тоже может нести серьезный заряд, заставлять задуматься и оценивать окружающую действительность.

Помимо бумажных книг, которые можно приобрести в интернет-магазине «Озон», «Варварские строки» и «Коммунизм» широко представлены в многочисленных онлайн-магазинах в электронном виде. Это тенденция времени: по статистике последних лет продажи бумажных книг неумолимо снижаются, а электронных – так же неумолимо возрастают.

Ольга Варенцова.

комментарии

нет комментарий

Ваш комментарий к статье:

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно авторизироваться либо зарегистрироваться.