ЦИТАТА ДНЯ

“Рано ложиться и рано вставать — вот что делает человека здоровым, богатым и умным. ”
Бенджамин Франклин

Культура

Нижнекамскому художнику Альберту Саттарову исполнилось 50 лет

24.05.2016

12860

0

Есть поэты, и есть писатели. Есть художники, и есть скульпторы. Есть среди них – ремесленники, и есть творцы. Ремесленников – больше: профессиональных умельцев своего дела, про которых можно сказать, что он – и швец, и жнец, и на трубе игрец. Тем более, способный сделать это умело, добротно, прочно и почти талантливо. Почти – потому что не всякое произведение искусства таковым на самом деле является.

 

Талант это что-то сродни поцелую ангела, феи, судьбы, если не сказать нечто сродни божественному предначертанию. Талант – это то, что нашу обыденную жизнь превращает в некое совершенство, так сказать «леги артис», высшее мастерство, когда созданное живым, реальным человеком перестаёт быть сугубо материальным, а становится прекрасным, чудесным и небесным явлением культуры и искусства. Талантливый мастер из всего что угодно может сделать настоящую конфетку, почти как настоящая женщина, которая, согласно юмористического определения, может сделать из ничего три вещи: скандал, причёску и салат…

В нашем Нижнекамске на удивление много талантливых мастеров-художников. Про некоторых я уже писал. Сегодня пришла пора рассказать о наиболее тонком и нежном, душевно ранимом и бесподобном авторе художественного творчества. В его картинах наиболее всего чувствуется душевность внутреннего взора творца, которая находит своё выражение как в некой дымчатости образов, туманности восприятия и расплывчатости перспективы, так и в чёткости и определения визуальных конструкций.

Тихий и спокойный, но всегда уверенный в себе и своей правоте. Никогда не спорит, но и не уступает, потому что всегда знает, чего он хочет. Умеет настоять на своей точке зрения, потому что – творит то, что задумал, то, что увидел, то, что запечатлел как мимолётный образ, впечатливший его и вдохновивший. Он всегда задумчив, и всегда сосредоточен внутри себя. Что там? Неизвестно, но чудесные картины потом рождаются на свет.

Его творческие командировки – в Италию, в Индию принесли свои прекрасные плоды в виде замечательных полотен, удивительно чисто и ясно передающих сам дух времени и места, где ему довелось побывать и приникнуть к освящённому и освещающему источнику вдохновения многих творческих личностей. Пейзажи, архитектура – необыкновенно живы и притягательны для взыскательного зрителя.

Жива его индийская тема, пока ещё подспудно хранящаяся в мыслях, ждущая момента и запроса для её реализации. Память о поездке жива, краски и картинки из индийской жизни не потускнели.

Замечательный венецианский цикл, каналы с гондолами, патина времени на обшарпанной штукатурке отсыревших стен и прозрачный чистый воздух на фоне водных отражений.

Он великолепный портретист, чья живопись буквально одухотворяет созданные им изображения людей.

В первую очередь, это портреты матери в белой шали, с кувшином, Натальи Марковны Компанец. Как живые! Со всеми своими мыслями и переживаниями… Портрет жены – надежды и опоры, любящей и заботящейся.

Прекрасны портреты художников – Шимановского, Ахсана Фатхутдинова. Валерий Ильич – задумчивый и отрешённый, в себе и после трудов праведных. У Фатхутдинова – прижизненный портрет, написанный с натуры. В последний год жизни. Почти перед самой смертью. Как говорит сам художник, фон картины должен быть связанным с жизненной творческой темой персонажа. Работа должна быть хорошо продумана, чтобы дух присутствовал в этой работе. Не то что техника, а то, чтобы он органично вошёл в пространство.  И это – получилось.

Портреты Бредихиных, передающие самую суть этой великолепной четы, живущей в любви и извечном поиске, где муж – вечный двигатель, а жена – надёжный тыл.

Подсолнухи на его картине живут своей интенсивной ветреной жизнью, сделанные в движении, и ветер этот буквально ощущается, когда стоишь рядом с картиной.

Его видовые пейзажи, особенно ранних лет, полны романтической дымки, а натюрморты – домашней теплоты и семейной ласки.

К сожаленью, заказные работы, конечно же, мешают творческой работе. Причём художник сам для себя разделяет это. Не можно впрясть в одну телегу коня и трепетную лань. Но жизнь, к сожалению, заставляет. Когда деньги есть, то их на более полезные вещи можно потратить. А когда их нет, то – надо их зарабатывать.

В планах много чего. В том числе, по моей просьбе «В поэтическом экстазе» – будущая картина с Владимиром Лёушкиным. «Сказочный Нижнекамск» - надо только органически вписать фантазии в реальность. Буддийская картина – оранжевая фигура монаха в парении, готовая экзистенциальная картина.

Как говорит сам автор, Альберт Саттаров: в 90-х годах получал удовольствие от самого действия, а сейчас творчество – как дыхание. Хочется просто поработать, но когда идут заказы, то на два-три месяца вылетаешь. Но любую работу делаешь, даже по заказу – всё равно какие-то вопросы решаешь для себя. Потому что не можешь просто так работать.

Писать для себя потом начинаешь, и вдруг понимаешь, что ты уже вырос. Раньше я думал, что если творчеством не занимаешься, то рост может не произойти, но убедился, что в принципе любая работа приводит к тому, что он сам по себе происходит. Так, писал роспись, большую самостоятельную вещь, делал незнакомые вещи, но писал красивые виды, и чувствовал, что меняюсь…

И остаётся только пожелать великому нижнекамскому художнику, наконец-то достигшему акме – творческой вершины – 50-летия, того, чтобы запал не угас, задуманное воплотилось, здоровье не подкачало. Чтобы рука осталась твёрдой, воображение – фантастическим, семья крепкой, а друзья – верными.

Рифкат Гатупов.

комментарии

нет комментарий

Ваш комментарий к статье:

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно авторизироваться либо зарегистрироваться.