ЦИТАТА ДНЯ

“Делайте то, во что верите, и верьте в то, что делаете. Все остальное — пустая трата энергии и времени. ”
Нисаргадатта Махарадж

Общество

Без суфлера нет театра

14.02.2020

77

0

«НП» продолжает цикл публикаций, посвященных 100-летию ТАССР. На этот раз обратим взор на преобразования, которые происходили в республике в предвоенные годы в сферах образования, науки, литературы и театра.

Гранит науки

До середины 20-х годов прошлого века в Татарской АССР сохранялось мирное сосуществование светских и мусульманских школ. Впрочем, конфессиональное образование постепенно было сведено на нет. В 1926 году в республике насчитывалось более 2 тысяч школ так называемой «первой ступени», в которых обучались около 250 тысяч школьников. Почти половина школ были татарскими. К началу 40-х годов число школ возросло до 2,5 тысяч, а число учеников – до 540 тысяч человек. Национальные татарские школы по-прежнему составляли около половины от общего количества.

Быстрыми темпами развивалось среднее специальное и высшее образование. К началу Великой Отечественной войны в Татарии функционировало 53 средних специальных учебных заведения. К этому же времени на территории республики имелось 14 высших учебных заведений. Примечательно, что в первые послереволюционные годы в отечественные вузы можно было поступать с 14 лет без предоставления школьных аттестатов. Правда, в скором времени для повышения качества образования от такой вольницы власти отказались.

Активное преобразование происходило и в науке. За 1920-30 годы число научно-исследовательских учреждения в республике увеличилось с 2 до 25. Научные деятели все активнее заявляли о себе не только во всесоюзном, но и мировом масштабах. Николай Четаев стал автором крупных достижений в области механики, основав Казанскую школу теории устойчивости. Мировую известность получила Казанская физическая школа в лице Евгения Завойского, исследования которого привели к открытию нового направления в физике – радиоспектроскопии. Ценные исследования в области фосфорорганических соединений проводил выдающийся химик Александр Арбузов. Уже в первые годы Советской власти под руководством профессора Михаила Ноинского были проведены исследования геологического строения Волжско-Камского края и высказаны предположения о наличии значительных нефтяных отложений. Талантливый хирург Александр Вишневский разработал метод местного обезболивания «новокаиновая блокада», ставший революцией в медицине. Яркие достижения отмечались и в других областях науки.

Литература: раскол и развитие

Октябрьская революция привела к расколу в стане татарских писателей. Ряд из них – Гаяз Исхаки, Фуад Туктаров, Садри Максуди – эмигрировали и активно вели за рубежом антисоветскую пропаганду. Однако большинство мастеров татарского пера приняли Советскую власть и продолжили традиции национальной литературы, создав яркие произведения мирового уровня: Галиаскар Камал, Фатых Амирхан, Карим Тинчурин, Хади Такташ, Шамиль Усманов, Муса Джалиль, Адель Кутуй и многие другие. Плодотворной площадкой для творчества республика стала и для многих русскоязычных прозаиков и поэтов – Александра Безыменского, Михаила Бубеннова, Лидии Бать.

В первые годы существования советского государства писатели были достаточно свободны в своем творчестве: литературные произведения были полны плюрализма и творческих экспериментов. В Татарии появился целый ряд литературных объединений – «Завод», «Часовой», «Октябрь», «Татарская ассоциация пролетарских писателей», «Сул фронт» («Левый фронт»). Но затем единственным официально разрешенным методом художественного творчества был провозглашен «социалистический реализм».  В 1934 году в Казани состоялся первый съезд татарских писателей, на котором был создан Союз писателей ТАССР. Его возглавил Кави Наджми.

Главное – запомнить текст

В этот же период в Татарской АССР получает мощное развитие национальное театральное искусство. В 1921 году на основе театральных трупп «Нур» и «Сайяр» был сформирован театр, получивший название «Первый государственный показательный драматический татарский театр». В 1926 году он был переименован в Татарский государственный академический театр, а в 1939-м ему было присвоено имя классика татарской литературы Галиасгара Камала.

Актуальной проблемой тех лет стало формирование нового репертуара. Как отмечают историки искусств, в то время в республике, как и в целом по стране, ставились десятки случайных поделок. Тот же Татарский государственный академический театр в течение отдельного сезона мог ставить по 40-50 новых пьес. Актеры не только не успевали осмыслить роли, но и запомнить текст. Адель Кутуй позднее вспоминал, что в программках рядом с именами актеров, режиссера и художника ставили имя суфлера – настолько важной была его профессия в театральной реальности.

Стоит отметить, что до 1927 года татарский театр не имел государственных дотаций, поэтому труппа существовала практически на голом энтузиазме, а ее состав постоянно менялся. Тем не менее трудности постепенно преодолевались. В репертуаре театра появились классические русские и зарубежные произведения, большой любовью зрителей пользовались спектакли по пьесам татарских драматургов, написанные на «злобу дня». Увидели свет первые музыкальные постановки с участием оркестра, ставшие визитной карточкой татарского театра. Музыку ко многим из них написал знаменитый татарский композитор Салих Сайдашев.

Важную роль в культурной жизни республики играл старейший казанский Большой драматический театр. Основу его репертуара составляли спектакли, отражавшие новые общественные идеалы. В 1932 году в республике был организован специальный детский театр, в 1935-м преобразованный в Театр юного зрителя. В 1934 году распахнул свои двери Театр кукол, в 1939-м – Татарский оперный театр, который два года спустя стал именоваться Татарским театром оперы и балета.

По историческим документам подготовил Олег ЛУКОШИН.

Архивное фото: Труппа Татарского государственного академического театра в 1920-е годы.

комментарии

нет комментарий

Ваш комментарий к статье:

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно авторизироваться либо зарегистрироваться.